Коллекционирование как средство развития познавательных интресов детей старшего дошкольного возраста. Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников

Одним из интересных и развивающих видов детской деятельности является коллекционирование , то есть собирание предметов по определенной тематике. В детском саду это могут быть картинки, фотографии, открытки, игрушки, ключи, ракушки, пуговицы и многие другие предметы.

Посредством коллекционирования можно решать задачи развития, обучения и воспитания дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО. Например:
1. Социально-коммуникативное развитие:
— развитие инициативности, самостоятельности, любознательности, ответственности, доброжелательности;
— формирование представлений о предметах окружающего мира.
2. Речевое развитие:
— развитие общения;
— обогащение и активизация словарного запаса на основе углубления представлений об окружающей действительности;
— создание в окружении ребенка культурной речевой среды и способствование активизации детской речи.
3. Художественно-эстетическое развитие:
— формирование ручной умелости;
— развитие художественного творчества.
4. Физическое развитие:
— развитие мелкой моторики рук.

Но основные задачи решаются в образовательной области «Познавательное развитие»:
— формирование умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать;
— активизация познавательных процессов — восприятия, мышления, воображения, памяти;
— обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
— развитие поисковой и исследовательской деятельности;
— развитие познавательного интереса и познавательных действий.

Коллекции бывают нескольких видов:
1. Коллективные — участвуют педагог и дети или педагог, дети и родители.
2. Индивидуальные — ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.
3. Домашние — это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.

Процесс коллекционирования происходит поэтапно :

I этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете коллекционирования. На этом этапе можно провести беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях.

II этап — получаемая информация систематизируется, активизируются имеющиеся представления о предмете, формируются знания. Собирается материал к коллекции. Предметы включаются в проведение непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации.

III этап – организуются выставки, презентации, творческие работы. Разрабатываются коллекционные альбомы и книги.

В качестве практического примера я советую ознакомиться с опытом работы воспитателя Кирса Лидии Павловны .

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Разделы: Работа с дошкольниками

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.

С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Выступая сложным и значимым для личности образованием, познавательный интерес , по мнению Щукиной Г.И., представляет собой:

  • избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;
  • стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
  • мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
  • особое избирательное отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям, активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру.

Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П.Ф., Постниковой П.К., Сорокиной А.И., Щукиной Г.И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.

Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить еще одно направление, особенно интересное для нас: исследования, направленные на прослеживание взаимосвязей между познавательной активностью и познавательной деятельностью детей. Анализ психолого-педагогических исследований проблемы формирования у детей познавательного отношения к окружающему позволяет говорить о том, что это понятие включает в себя деятельностный компонент.

М.И.Лисина и А.М.Матюшкин разделяют точку зрения, что познавательная активность есть состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Почему именно коллекционирование стало темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни.”

Во-вторых, я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, переливающиеся календарики, календарики с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов. Часть этих коллекций сохранилась. Я принесла в группу коробку с открытками и календариками, альбом с марками. Ребята с интересом их рассматривали, спрашивали, откуда у меня столько открыток. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций.

Группа наша непростая, есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Что же такое коллекционирование?

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

И чего только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись, “мерседесы”. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману. Коллекционеров всегда называли чудаками… Но ведь и Эйнштейн, и Павлов были коллекционерами. А еще Рузвельт и Фрунзе, Неру и Брежнев и миллионы других, известных и неизвестных.

В 70-80-е годы в СССР собирательство и коллекционирование всесторонне приветствовалось, некоторые виды коллекционирования даже были взяты под контроль государства (н-р: филателия, нумизматика), так как это приносило серьезные доходы в государственную казну. Следовательно, “армия” коллекционеров поощрялась с детства. Были учтены все секции и клубы, началось объединение клубов по интересам во Всесоюзные объединения коллекционеров.

Теперь, по сравнению с тем временем, многие говорят об “умирании” коллекционирования. Резко упали цены на коллекционные материалы. Кроме тех, которые можно с выгодой продать за границу.

В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

Так вот, на первом месте среди детей младшего возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они в киосках целыми наборами.

Настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно прививают патриотизм к стране. Таким образом, получается, что мы воспитываем патриотов чужих стран?

Кстати, вкладыши – это отнюдь не новый вид коллекционирования. Подобные вкладыши собирали еще наши бабушки и прабабушки, но тогда это были вкладыши русские, в основном из кондитерских товаров. На них были животные, виды городов, русских храмов, картины из истории России. И они воспитывали, прививали знания и любовь к отечеству.

Анализ современных базисных и парциальных программ показал, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников. Авторы программы “Истоки” считают, что стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда. Однако коллекции, как составляющая часть развивающей среды, не указываются.В “Программе обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильевой, в разделе “культурно-досуговая деятельность”, ставится задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства).

В программе “Детство” обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе “большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций”.

С.Н.Николаева в парциальной программе “Юный эколог” отмечает, что “дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании”. Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором “могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Возможно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал.”Авторы парциальной программы “Мы” для активизации познавательной активности дошкольников предлагают опираться на наблюдения и опыты с живыми и неживыми объектами. Не дано никаких рекомендаций по созданию коллекций, однако для обогащения знаний детей предложено использовать игры с ракушками, песком, шишками, опавшими листьями, камешками, желудями, веточками и т.д.

Таким образом, анализ программ показывает, что не все авторы выделяют коллекционирование, как доступный для дошкольников вид деятельности. В программах даны лишь примерные тематики коллекций, содержание деятельности с детьми не раскрывается.

За время работы по данной теме специальных книг по вопросу коллекционирования с дошкольниками обнаружить не удалось. Изучение литературы показывает, что до 2002 года педагоги-дошкольники нечасто использовали коллекционирование. Было очень мало статей по теории вопроса, материала из опыта работы. В последнее время в журналах “Игра и дети”, “Мама и малыш”, “Счастливые родители”, “Дошкольное воспитание”, газете “Дошкольное образование” появились статьи, в которых содержится интересный материал по организации коллекционирования с дошкольниками. Так, в статье Н.Рыжовой “Как стать коллекционером ” (ж-л “Игра и дети” №4-2004г.) имеется интересная информация о том. какие коллекции можно собирать с детьми, как лучше оформить коллекции, какие игры и опыты можно провести с экспонатами коллекций. В статье “Каменная ”эпидемия ” (ж-л “Обруч” №3-1999г.) можно найти практические рекомендации по организации различных видов игр с камнями. Большой интерес для работы с дошкольниками представляют статьи Ю.Каспаровой, опубликованные в журналах “Мама и малыш” (2005г.) и “Игра и дети” (№3-2004г.). Автор предлагает собирать с детьми различные коллекции растений, дополнять гербарии интересными фактами, стихами и загадками о растении, дает практические рекомендации по использованию засушенных растений при изготовлении поделок, сувениров и дидактических игр типа “лото”.Психолог Наталья Богданова в статье “Юные натуралисты ” (ж-л “Счастливые родители”) рекомендует начинать коллекционирование природных материалов и проводить игры с камушками, ракушками, шишками, песком, листьями с детьми начиная с 1,5-3-х летнего возраста. Она предлагает для малышей игры “Догадливые ножки ”, “Коробочка с диковинками ”, “Парные листочки ”, “Дорога лилипутов ” и другие, направленные на развитие памяти, моторики, наблюдательности, речи, тактильных ощущений.

Глубокое изучение современных источников литературы, специальных журналов позволило составить картотеку материалов о коллекционировании с детьми дошкольного возраста

Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в средней группе. Заинтересовавшись моими коллекциями, дети сами и по нашей просьбе стали приносить в группу фишки и игрушки, которые они собирают, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть своим товарищам. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой.

Тогда мы с детьми договорились собрать в группе общую коллекцию из овощей и фруктов , но не обычную, а в виде поделок из них . Началом нашей коллекции стала “луковая” Танюшка, которая пришла к ребятам в гости на одном из занятий. Сделана она была из луковицы, сухой травы и пластиковой бутылки. Чтобы Танюшке было не скучно, предложили детям вместе с родителями смастерить для нее друзей. И скоро коллекция пополнилась грушевой змеей в тыквенном домике, картофельной гусеницей, кабачковыми поросятами и пингвином, семейкой арбузных мышат и корабликом из кабачка и перца. Наша коллекция состояла из таких замечательных и даже неожиданных экспонатов, что педагог по экологическому воспитанию предложила выставить нашу коллекцию в мини-музее детского сада.

Собирая эту коллекцию, мы закрепили с детьми названия овощей и фруктов, животных, использовали экспонаты коллекции на занятиях по математике для развития внимания, закрепления количественного и порядкового счета (детям предлагались игры “Кого не стало”, “Четвертый лишний”, “Кто на каком месте стоит”). Дети с удовольствием играли в игру “Узнай по описанию”, рассказывали, из чего сделана поделка.

Во время прогулок, играя в песочнице, представили с детьми, что мы пираты, которые ищут клад. Проводя “раскопки” вместе с детьми обнаружили несколько белых гладких камешков. Откуда они могли взяться? И почему они такие гладкие?

Вечером прочитали с детьми сказку “Неприступная гора”, после этого стали собирать коллекцию камней . Наша коллекция пополнялась после прогулок и после выходных, после отдыха детей на море.

Интересно было ощупывать камешки, стучать ими друг о друга или о различные предметы, раскладывать камни по цвету, размеру, весу. Наумова И.С. – воспитатель по экологии, предложила нам с детьми провести интересные игры и опыты с камнями, чтобы лучше узнать их свойства.

Вместе с детьми в средней группе собрали коллекцию листьев с разных растений. А в старшей группе изготовили с детьми дидактическое лото из сухих листьев. После летних отпусков группа пополнилась коллекцией ракушек . А Кирилл М. не только привез много интересных экспонатов для коллекции, но и оформил вместе с мамой свои ракушки в чемоданчики, обклеенные морскими камешками.

К концу средней группы дети стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций, стали более любознательными и увлеченными. А после прочтения в старшей группе рассказа А.Гайдара “Чук и Гек”, в котором говорилось, как запасливый Чук хранил в своей баночке множество разных полезных вещей, у детей появилось желание рассказать о своих домашних коллекциях или принести их в сад. Много разных коллекций оказалось у Кирилла. Он принес коллекцию игрушек из киндер-сюрпризов и большую коробку с пластмассовыми и резиновыми игрушками, которые дети разделили на несколько коллекций (бабочки, обитатели моря, собаки, рептилии). Миша принес коллекцию солдатиков и самолетов, Андрей – коллекцию машин и военной техники.

Вместе с детьми на занятиях по конструированию собрали макет доисторического мира с динозаврами . Фигурки из бумаги дети складывали и склеивали с большим интересом. Свой макет мы выставляли в мини-музей во время выставки “Все о динозаврах”. После Кирилл, Ваня, Дима приносили из дома игрушечных динозавров. Наша коллекция помогла ребятам справиться с заданиями о динозаврах, когда они путешествовали по ” ленте времени”.

Когда Рита принесла в группу обаятельного полосатого поросенка, решили собрать общую коллекцию поросят . Тем более, что поросенок – это символ 2007 года. Поросята в коллекции были самые разные – деревянные, резиновые, бумажные, пластмассовые, глиняные, фарфоровые, мягкие игрушки. Играя с коллекцией, мы вспомнили сказки с героями поросятами (“Три поросенка”, “Вини-пух и все, все, все”, “Смешарики”), закрепили счет, название различных материалов, нашли отличия дикого кабана от свиньи, угадывали поросят по описанию.

Инструктор по физкультуре Скузоваткина Г.В. собирает с детьми подготовительной группы материалы об олимпийском движении. Мы с ребятами решили оформить в альбом коллекцию фотографий о спорте . Собирали вырезки из газет и журналов, подключили сюда родителей.

Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Для выяснения позиции родителей мы провели анкетирование. Результаты анкетирования показали, что в 79% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календарики, стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты., фантики), 15% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки). В 26% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 68%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…” или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.

Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, им была предложена классификация видов коллекционирования, консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.

В настоящее время в группе собраны коллекции камней, ракушек , листьев, шишек, семян и плодов растений, злаков, есть коллекция орехов, динозавров, поросят, марок, открыток, переливающихся календариков , металлов , коллекция “Это интересно” (фотографии животных, птиц, обитателей подводного мира), положено начало коллекции перьев .

Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

В дальнейшем хотелось бы собрать с детьми коллекцию изделий народных промыслов и коллекцию “Что было до…”. Эти коллекции позволили бы приобщить детей к истокам русской культуры, и познакомить детей с историей создания и усовершенствования таких привычных для нас предметов, как ручка, калькулятор, автомобиль и другие.

Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным , интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛЛЕКЦИЙ “ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ” (СТАРШАЯ ГРУППА)

Программное содержание:

  1. Познакомить детей со свойствами камней и минералов;
  2. Закрепить умение сравнивать предметы по величине, по внешнему виду;
  3. Закрепить знания о продуктах питания;
  4. Учить угадывать животных по силуэту, по характерным признакам;
  5. Учить правильно называть детенышей животных;
  6. Воспитывать гуманные чувства, желание помочь;
  7. Развитие мелкой моторики;
  8. Заинтересовать детей новой коллекцией “Волшебный зоопарк”;
  9. Развитие коммуникативных способностей детей – учить обращаться с просьбой к взрослому.

Оборудование:

  • картинки Незнайки и Золушки (веселые и грустные); коллекция камней, злаков;
  • карточки с изображением продуктов и блюд;
  • альбом с силуэтами животных и наклейки;
  • емкости с водой, молоточек, металлические палочки;
  • фигурки животных “Волшебный зоопарк”;
  • фон-подиум, коллекция поросят, магнитофон (запись песенки трех поросят, музыка к танцу “Буги-вуги”), наборное полотно, тарелочки.

Предварительная работа:

Чтение сказок “Золушка”, “Три поросенка”, опыты с камнями, игры с коллекциями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспит-ль: Ребята, недавно мы отмечали праздник, любимый не только детьми, но и взрослыми. Какой это праздник?

Дети: Новый год.

Воспит-ль: По восточному календарю каждому году покровительствует какое-то животное: змея, дракон, кролик, собака. А какое животное - символ наступившего 2007 года?

Дети: Поросенок.

Воспит-ль: Правильно, а у нас в группе есть коллекция поросят. Давайте посмотрим, как они поживают. (Дети с воспитателем подходят к коллекции, в это время слышится тихая песенка:

Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь, эту дверь…)

Воспит-ль: Ребята, вы догадались, чья это песенка? Что это за страшный, хитрый зверь, о котором говорилось в песенке?

Дети: предлагают варианты ответов (Три поросенка, волк).

Воспит-ль: Вспомните, где поросята укрывались от волка?

Дети: В домиках.

Воспит-ль: Из чего были построены их дома?

Дети: Из веток, соломы, из камней.

Воспит-ль: Ребята из чего получится самый прочный дом?

Дети: Предлагают варианты.

Воспит-ль: Какие вы молодцы, много вариантов предложили. Мы то знаем, из чего надо сделать дом. Давайте посоветуем поросятам. У нас есть камни в группе? А где они?

Дети: Коллекция камней. (По просьбе воспитателя кто-то из детей приносит коллекцию).

Воспит-ль: Ребята, каким должен быть дом, чтобы волк в него не проник? (прочным, крепким, как крепость) А что может разрушить камни?

Дети: Предлагают варианты (солнце, ливень, мороз, ветер, сильные удары по камням и т.д.).

Воспит-ль: Давайте выберем несколько камней, и проверим, подойдут ли они для строительства дома (мел, уголь, кристаллы соли, гранит).

Проверить воздействие на камни:

  • трения (потереть камни друг о друга, потереть металлической палочкой по камню)
  • воды (опустить в емкость с водой)
  • силу удара (постучать молоточком)

Дети: Действуют с камнями, проговаривают результаты воздействия на камни, выбирают гранит.

Воспит-ль: Ребята, посмотрите на этот камень. Он поцарапался? (нет) Растворился в воде? (нет) Раскрошился от удара молотком? (нет) Значит, этот камень лучше других подойдет для строительства. Его мы и посоветуем поросятам.

Но одного камня для постройки мало. Выберите из коробки камни, похожие на этот по внешнему виду.

Дети: Выбирают из коробочки камни, похожие на гранит. (На камешках буквы ГРАНИТ).

Воспит-ль: Как называются эти камни? (Дети предлагают варианты) Ой, на камнях что-то написано! (буквы) Одна буква самая большая, может поставить ее первой? (Предлагается разложить камни с буквами по размеру (от большого до маленького).

В результате выкладывают слово “ГРАНИТ” (Воспитатель записывает буквы в нарисованных камнях, дети читают название.)

Воспит-ль: Очень прочный дом получится из гранита. Отправляйтесь-ка, поросята, в сказку и стройте дом из гранита. Чтобы вы не запутались, эти камушки мы вам дадим с собой. Ребята, вот как нам помогла коллекция камней выбрать материал для постройки домика.

(Слышится плачь, всхлипывания.)

Воспит-ль: Ребята, вы слышите, кто-то плачет. Пойдем посмотрим, может еще кому-то нужна наша помощь?

(На табуретке сидит чумазая девочка с мисочкой крупы.)

Воспит-ль: Ребята, вы узнали, что это за девочка?

Дети: Варианты (Золушка)

Воспит-ль: Какое задание дала Золушке мачеха?

Дети: Называют варианты (перебирать зерна)

Воспит-ль (от лица Золушки): В этот раз мачеха велела не просто перебрать зерна, а еще приготовить из них разные блюда. Разве я одна все успею до ее возвращения?

Воспит-ль: Ребята, посмотрите, сколько разных зерен у Золушки в миске! (Дети рассматривают зерна)

У нас же есть замечательная коллекция злаков! Мы знаем, как называются эти семена и зерна. Думаю, мы справимся с заданием мачехи и поможем Золушке.

(На столе тарелочки с зерновой смесью и блюдца с 2-3 зернами одного вида. Каждый ребенок выбирает на блюдце свои зерна, а тарелочку со смесью передает соседу. Получается работа по конвейеру.)

Дети: Перебранные зерна ссыпают в кармашки наборного полотна, потом из картинок выбирают блюда, которые можно приготовить и ставят картинки в кармашки.

  • Гречневая крупа – гречневая каша
  • Пшеница – батон, баранки, макароны
  • Кофейные зерна – чашка кофе
  • Овес – овсяное печенье
  • Кукурузные зерна – кукурузные палочки
  • Рис – рисовая каша
  • Семечки подсолнечника – растительное масло, халва
  • Рожь – ржаной хлеб

Воспит-ль: Вот сколько разных блюд мы помогли приготовить Золушке. Мы с вами сегодня как добрые волшебники, путешествуем из сказки в сказку и всем помогаем. Это так здорово! А нам помогают наши замечательные коллекции.

Смотрите ребята, Золушка повеселела и предлагает нам потанцевать.

Физкультминутка (танец “Буги-вуги”).

Воспит-ль (натыкается на Незнайку): Ой, Незнайка, чуть не натолкнулась на тебя! Ты что здесь делаешь один, такой грустный? Ребята, вы не знаете, почему Незнайка грустный? Может, спросим, что случилось?

Дети: Спрашивают Незнайку.

Восит-ль (от лица Незнайки): Вернулся я из путешествия, хотел веселым человечкам фотографии разных животных показать. Да попал под сильный дождь, все фотографии размыло, вот что от них осталось. (Воспитатель берет у Незнайки альбом, в котором силуэты животных. Рассматривает его с детьми.)

Воспит-ль: Ребята, мы с вами тоже много путешествовали по карте. Попробуем догадаться, что за животные были на фотографиях у Незнайки?

(Если дети не отгадывают название по силуэту, предложить информацию о животном. Отгадавший получает наклейку с животным и вклеивает ее в альбом. Если дети сами назвали животное, то воспитатель спрашивает, что дети о нем знают.)

Воспит-ль: Вот видишь Незнайка, все твои фотографии в порядке.

Незнайка (воспит-ль): Спасибо вам, ребята! Я знаю, что вы собираете разные коллекции. Хочу подарить вам животных, которых вы сможете сложить из бумаги. Пусть они станут еще одной вашей коллекцией.

Воспит-ль предлагает детям начать складывать животных, в случае затруднения обратиться за помощью к взрослым гостям.

Сложенные фигурки выставить на подиум.

Воспит-ль: Посмотрите ребята, какая замечательная у нас получается коллекция. В ней есть не только взрослые животные, но и их детеныши. Давайте еще раз назовем животных, которые есть в нашей коллекции. (Кенгуру с кенгуренком, слон со слоненком, обезьяна с детенышем обезьяны, зебра с жеребенком, жираф с детенышем жирафа) А кто еще есть в этой коллекции? (Рассмотреть карточку-обложку коллекции “Волшебный зоопарк”)

Воспитатель и дети благодарят гостей за помощь, обращаются с просьбой приносить других животных из “Волшебного зоопарка”.

В этой работе я постаралась собрать и объединить материал, который мог бы помочь воспитателям, родителям и главное- детям без особых усилий найти новое увлекательное занятие, к которому относится создание коллекций, офрмление мини- музеев, выставок. В процессе работы можно и нужно глубоко изучать тему, т.е. начинаем учить учиться. Данную проблему можно развивать по-своему, главное, чтобы это было интересно и соответствовало возрасту ИССЛЕДОВАТЕЛЯ! Если возникнут вопросы или какие- либо претензии, готова ответить, помочь, разобраться!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

НОД «Научная экспедиция «По морям по волнам»

Цель: Познакомиться с людьми – коллекционерами морских раковин из разных стран

Задачи образовательных областей:

Познание:

1.Узнать, что в разных морях обитают моллюски, выяснить сходства и отличия в зависимости от среды обитания.

2.Люди независимо от языка, на котором общаются, национальности, места проживания коллекционируют ракушки и обмениваются ими.

4. Развивать познавательный интерес, ощутить свою принадлежность к мировой истории.

Безопасность:

1.Формировать патриотические чувства принадлежности к мировому сообществу.

2.Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для людей ситуациям, о безопасном поведении с незнакомыми моллюсками у водоемов.

Социализация:

1.Создать мотивацию к применению собственных умений и навыков, воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым.

2. Заложить основу уважительного отношения к культуре других народов через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Коммуникация:

1.Формировать умение размышлять; воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими, используя моделирование.

Здоровье:

  1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  2. Обогащать двигательный опыт детей, развивать координацию, внимательность, умение играть в коллективе.

Музыка:

Развивать способность вслушиваться в звуки мелодий других народов.

Художественное творчество:

Развивать умение совместной деятельности между детьми и взрослым.

Интеграция: П, Б, С,К, З, М,ХТ.

Предметно - развивающая среда:

Карта мира, глобус; географический атлас для детей «Мир вокруг нас»; дидактическая игра: «Кто, где живёт», книжка со стихами А. Усачёва «Весёлая география»; морские коллекции, ракушки; ноутбук, проектор, экран, набор для рефлексии.

Планируемый результат:

  1. Знания детей о музеях ракушек в разных странах у разных народов.
  2. Умение использовать ракушки в различных видах деятельности.

Ход НОД.

Сегодня мы собрались на очередное заседание Научного Совета мини- музея « По волнам по волнам».

Давайте за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся,

ждут нас дальние края

и открытия, друзья.

Для пополнения наших музейных экспонатов и обновления коллекций предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по материкам. Посмотрите на глобус: это уменьшенная модель нашей Земли. Земля круглая, на Земле 4 океана и 6 материков, на которых расположено много разных стран.

Воспитатель: - Какие материки вы уже знаете?

Дети: На свете очень много стран,

Так много, что не счесть…

А вот больших материков

Мы насчитаем шесть:

Дети: Африка, Америка

/Северная и Южная /

Австралия, Евразия,

Антарктида вьюжная.

Занимаясь в нашем мини-музее «По волнам по морям», вы узнали, что моллюски распространены по всему земному шару. Обитают в морях, пресных водах и на суше. Ракушки холодных морей имеют серую, коричневую или белую окраску. Разнообразием цветов и оттенков поражают раковины теплых морей. Моллюски насчитывают около 130 тыс. современных видов и являются вторыми по численности после насекомых. Люди издавна собирают раковины моллюсков для разных целей, а одна из них – коллекционирование.

И представьте себе – на каждом материке есть морские музеи ракушек. А чтобы в этом удостовериться, мы воспользуемся достижениями науки – телемостом с жителями городов, где есть музеи ракушек. Таких музеев много, а мы познакомимся лишь с несколькими.

Алло! Это Америка?

Yes, they are.

Мы, дети группы «Незабудка» хотим узнать о вашем музее морских раковин.

Такой музей у нас есть. Находится он в главном городе Северной Америки – Вашингтоне. Это Национальный музей естественной истории. В нем собрана одна из крупнейших в мире коллекций раковин моллюсков.

В своем детском саду мы любим играть в игру « Американский треугольник».

Разновидность пятнашек, начинается игра с того, что трое из четырех играющих встают в круг, дети, держась за руки, раздвигают руки как можно шире. Один – оставшийся вне круга – водящий . Его задача - запятнать одного из трех в кругу, стоящего напротив (оббегая, подпрыгивая, подлезая). Задача детей в кругу – не допустить этого. Если водящий запятнал, то происходить смена водящего или игрока напротив .

Молодцы! За это мы вам для вашего мини-музея пришлем в подарок одну из раковин из нашего музея. Это Венус. Она самая древняя ракушка на Земле, занесена в книгу рекордов Гиннеса.

Спасибо вам, наши американские друзья.

Теперь в эфире Австралия город Мельбурн.

Педагог показывает Австралию на карте, дети рассматривают ее (на что похожа, какого цвета). Педагог рассказывает стихотворение А. Усачева:

Заброшена Австралия почти на край Земли,

Поэтому Австралию не так давно нашли.

А чтоб не потеряли их на век или на сутки,

Все жители Австралии с собою носят сумки.

Большие или маленькие, авоськи или сетки,

Ведь важно, чтобы маленькие не потерялись детки.

Проводится подвижная игра “Кенгуру”.

За то, что вы играете в наши австралийские игры и знаете об особенностях материка Австралии, мы для вашего музея дарим вам видеофильм «Большой Барьерный риф».

Жители Австралии гордятся редкой раковиной - неуловимой " золотистой " ципреей . Эти раковины до сих пор используют как деньги на островах Океании. Улитка конус живет на Большом Коралловом рифе, который тянется вдоль восточного побережья Австралии. Она прячет во рту ядовитый гарпун, которым можно мгновенно убить жертву. Об этом знают ныряльщики за конусами и стараются быть осторожными.

Вот эти раковины мы и получаем в дар нашему мини-музею.

На связь с нами выходят жители Китая город Далянь.

Музей раковин находится неподалеку от Ущелья бабочек. Музей расположен под землей, поэтому спуск в него несколько напоминает погружение в морские глубины, прекрасные и таинственные. Это один из самых больших музеев морских раковин в КНР. Здесь в четырех залах, посвященных четырем океанам, представлено более ста видов уникальных морских моллюсков. А вам, ребята, группы «Незабудка» мы дарим маленькую раковину тридакны.

В Даляньском музее представлена изумительная тридакна, огромная раковина с двумя волнообразными створками. Ее длина – четыре метра. Она по праву считается самой огромной ракушкой в мире. Вес живых тридакн может достигать 400 килограмм. Тридакна – это не просто житель темных глубин, это герой множества легенд и преданий, уходящих корнями в средние века. Тогда рыбаки и мореплаватели верили, что живет на дне моря ракушка, питающаяся живыми людьми. Что своим зловещими створками способна схватить она ныряльщика за руку или за ногу и увлечь вниз, съесть и переварить. Кстати, и тридакну тогда знали лишь под именем «Ловушка смерти». Этот предрассудок существовал очень долгое время. На самом же деле тридакны питаются водорослями и даже эту легкую траву очень долго и медленно переваривают своими мягкими тканями в силу общей недоразвитости кишечника. Увидеть тридакну можно в тропических морях на глубине более ста метров.

Предлагаем вам научиться играть в китайскую подвижную игру «Поймай дракона за хвост».

Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впереди стоящего за пояс. Они изображают дракона . Первый в колонне - это голова дракона, последний - хвост . По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача головы - поймать хвост . А задача хвоста - убежать от головы . Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки хвоста можно выбрать новую голову и новый хвост .

Спасибо, наши китайские друзья.

На связь выходит Африка.

Африка предлагает принять участие в конкурсе «Самый лучший африканский танец».


Вам потребуются бубны, маракасы, африканские соломенные юбки и много-много позитивных эмоций.

Сейчас мы возьмем атрибуты в виде африканских музыкальных инструментов. Все участники должны разуться и надеть африканские костюмы. Задача участников, наигрывая африканский мотив на маракасах, танцуя, ощутить себя африканцами, гуляющими по пляжам города Джеффрис Бей. Этот город Южной Африки известен своими богатыми залежами ракушек, большим разнообразием морепродуктов, в том числе кальмаров. На территории городского Музея ракушек хранится более 600 видов морских раковин, собранных со всего мира, отчего данная коллекция признана одной из самых больших в Южной Африке. Таким образом, город Джеффрис Бей привлекает любителей ракушек со всего земного шара.

В сентябре в городе проводится «Фестиваль ракушек». Этот фестиваль организовывается здесь уже более 20 лет, и стал уже традицией. Многие местные путешественники и семьи со всех концов страны приезжают в этот маленький город, чтобы полюбоваться таким природным явлением, как ракушки всевозможных форм, размеров и способов их применения людьми. Приезжайте к нам на фестиваль.

Большое спасибо за интересный рассказ и приглашение на фестиваль.

В следующий раз мы познакомимся интересными Музеями морской ракушки на острове Пхукет в Таиланде.

Макарска музей в Хорватии.

Музей раковин Литва

Сегодня мы с вами узнали, что на разных материках Земного шара живут разные люди: в Америке – американцы; в Китае – китайцы, в Австралии – австралийцы, в Африке – африканцы. Все говорят на разных языках, но это не мешает дружить. Всех нас объединяет интерес к чудесам природы – ракушкам. Люди разных стран создают Музеи морских раковин, коллекционируют раковины и дают возможность увидеть все это другим людям. Что мы сегодня и сделали.

А сейчас предлагаю вам выразить свое отношение к нашему путешествию: если вам понравилось, отпустите «крабика» в теплое море, а если не понравилось – оставьте «крабика» на берегу.

В каждой стране, где побывали, мы играли в любимые игры детей тех стран. Предлагаю поиграть в одну из любимых народных игр русских детей «Ручеек». (Под музыку дети выходят из зала).

Заключение.

Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Для выяснения позиции родителей мы провели анкетирование. Результаты анкетирования показали, что в 79% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календарики, стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты, фантики), 15% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки). В 26% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 68%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…” или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.

Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, им была предложена классификация видов коллекционирования, консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности..

Список литературы

  • Обитатели прудов и аквариумов: исследуем подводный мир – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
  • Буруковский Р. О чем поют ракушки – М., 1998.
  • Кочеткова Н.И. , Парамонова И.М. Они должны жить. – С-П., 1998.
  • Харченко В. Слезы моллюска. Журнал “Химия и жизнь”, № 11, 1979.
  • Рыжова Н.А. , Логинова Л.В., Данюкова А.И . Мини- музей в детском саду. –М. Линка- Пресс, 2008.
  • Рыжова Н.А. “Как стать коллекционером” (журнал “Игра и дети” №4-2004г.)
  • Интернет- ресурсы.

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Организация: МБДОУ №12 «Красная шапочка»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Бердск

Педагоги детского сада большое внимание уделяют развитию познавательной активности дошкольников. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой развития ребенка, и определяется как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Период дошкольного детства характеризуется готовностью ребенка к познанию окружающего мира, к получению разнообразной информации, что способствует накоплению жизненного опыта. Изучая окружающий мир, ребенок одновременно создает свой собственный мир, формирует свой образ, определенную систему отношений с окружающими – со сверстниками и со взрослыми. Поэтому для сохранения субкультуры ребенка необходимо создание соответствующей развивающей среды, в которой бы ребенок чувствовал себя востребованным. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.

Использование метода коллекционирования способствует возникновению общения, совместных детских игр. Выставки коллекций повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к коллекционированию.

Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме.

Одним из интересных компонентов детской субкультуры является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности.

Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Их можно найти рядом, нужно лишь внимательно присмотреться.

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Выступая сложным и значимым для личности образованием, познавательный интерес, по мнению Щукиной Г.И., представляет собой:

* избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;

* стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

* особое избирательное отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям, активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру.

Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П.Ф., Постниковой П.К., Сорокиной А.И., Щукиной Г.И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.

Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить еще одно направление, особенно интересное для нас: исследования, направленные на прослеживание взаимосвязей между познавательной активностью и познавательной деятельностью детей. Анализ психолого-педагогических исследований проблемы формирования у детей познавательного отношения к окружающему позволяет говорить о том, что это понятие включает в себя деятельностный компонент.

М.И. Лисина и А.М. Матюшкин разделяют такую точку зрения, что познавательная активность есть состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Почему именно коллекционирование стало темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

Это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни.”

Я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, переливающиеся календарики, открытки с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов. Часть этих коллекций сохранилась. Я принесла в группу коробку с открытками и календариками, альбом с марками. Ребята с интересом их рассматривали, спрашивали, откуда у меня столько открыток. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций.

Группа наша непростая, есть дети двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования, развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

И что только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману. Коллекционеров всегда называли чудаками…

Теперь, по сравнению с тем временем, многие говорят об “умирании” коллекционирования. Резко упали цены на коллекционные материалы.

В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

Так вот, на первом месте среди детей младшего возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они в киосках целыми наборами. Но настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно прививают патриотизм к стране. Таким образом, получается, что мы воспитываем патриотов чужих стран?

Кстати, вкладыши – это отнюдь не новый вид коллекционирования. Подобные вкладыши собирали еще наши бабушки и прабабушки, но тогда это были вкладыши русские, в основном из кондитерских товаров. На них были животные, виды городов, русских храмов, картины из истории России. И они воспитывали, прививали знания и любовь к отечеству.

Анализ современных базисных и парциальных программ показал, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников. Авторы программы “Истоки” считают, что стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда. Однако коллекции, как составляющая часть развивающей среды, не указываются. В “Программе обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильевой, в разделе “культурно - досуговая деятельность”, ставится задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства).

В программе “Детство” обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе “большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций”.

С.Н. Николаева в парциальной программе “Юный эколог” отмечает, что “дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании”. Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором “могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Желательно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал. Авторы парциальной программы “Мы” для активизации познавательной активности дошкольников предлагают опираться на наблюдения и опыты с живыми и неживыми объектами. Не дано никаких рекомендаций по созданию коллекций, однако для обогащения знаний детей предложено использовать игры с ракушками, песком, шишками, опавшими листьями, камешками, желудями, веточками и т.д.

Таким образом, анализ программ показывает, что не все авторы выделяют коллекционирование, как доступный для дошкольников вид деятельности. В программах даны лишь примерные тематики коллекций, содержание деятельности с детьми не раскрывается.

За время работы по данной теме специальных книг по вопросу коллекционирования с дошкольниками обнаружить не удалось. Изучение литературы показывает, что до 2002 года педагоги-дошкольники нечасто использовали коллекционирование. Было очень мало статей по теории вопроса, материала из опыта работы. В последнее время в журналах “Игра и дети”, “Мама и малыш”, “Счастливые родители”, “Дошкольное воспитание”, газете “Дошкольное образование” появились статьи, в которых содержится интересный материал по организации коллекционирования с дошкольниками. Так, в статье Н.А. Рыжовой “Как стать коллекционером ” (журнал “Игра и дети” №4-2004г.) имеется интересная информация о том, какие коллекции можно собирать с детьми, как лучше оформить коллекции, какие игры и опыты можно провести с экспонатами коллекций. В статье “Каменная ”эпидемия ” (журнал “Обруч” №3-1999г.) можно найти практические рекомендации по организации различных видов игр с камнями. Большой интерес для работы с дошкольниками представляют статьи Ю. Каспаровой, опубликованные в журналах “Мама и малыш” (2005г.) и “Игра и дети” (№3-2004г.). Автор предлагает собирать с детьми различные коллекции растений, дополнять гербарии интересными фактами, стихами и загадками о растении, дает практические рекомендации по использованию засушенных растений при изготовлении поделок, сувениров и дидактических игр типа “лото”. Психолог Наталья Богданова в статье “Юные натуралисты ” (журнал “Счастливые родители”) рекомендует начинать коллекционирование природных материалов и проводить игры с камушками, ракушками, шишками, песком, листьями с детьми начиная с 1,5- 3-х летнего возраста. Она предлагает для малышей игры “Догадливые ножки ”, “Коробочка с диковинками ”, “Парные листочки ”, “Дорога лилипутов ” и другие, направленные на развитие памяти, моторики, наблюдательности, речи, тактильных ощущений.

Изучение опыта работы в книге Н.А. Рыжовой, Л.В. Логиновой «Мини - музей в детском саду», статье Н.А. Рыжовой «Как стать коллекционером» помогли мне спланировать и организовать свою деятельность по созданию мини-музея «По морям по волнам» в группе детского сада, проведении тематических выставок, оформлении и пополнении различных коллекций.

развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:

Создать условия для развития детского коллекционирования;

Развивать любознательность и познавательную активность детей;

Учить детей находить решения в нестандартных ситуациях;

Способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста;

Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

В работе по организации коллекционирования использовала:

Технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;

Технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

В своей педагогической деятельности основывалась на принципах:

  • личностно-ориентированного подхода;
  • системности;
  • доступности;
  • научности.

Вся работа проходила в три этапа:

ознакомление с коллекционированием:
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми.

создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций:
- организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования;
- побуждение детей и их родителей к получению информации об объектах коллекционирования.

организация собственных выставок и коллекций детей в рамках мини - музея «Русской народной игрушки» в группе детского сада:
- привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей;

Представление семейных коллекций.

Формы работы с детьми и родителями:

  1. Анкетирование родителей (изучение отношения родителей к коллекционированию как виду познавательной деятельности).
  2. Консультация для родителей (формирование положительного отношения родителей к коллекционированию).
  3. Встречи с интересными людьми - коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада (вызвать у детей интерес к коллекционированию).
  4. Посещение тематических экскурсий в этно - центр «Берегиня» города Бердска (расширение знаний детей об окружающем мире).
  5. Организация мини лаборатории в группе (знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения).
  6. Чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов, презентаций (знакомство детей с разнообразными способами получения информации).
  7. Индивидуальные беседы с детьми по интересам (поддержка и развитие детских интересов).
  8. Организация выставок коллекций детей в детском саду (развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций).
    Достоинством работы по коллекционированию считаю его интегрированность, так как собранные детьми коллекции используются в непосредственной образовательной деятельности, способствуют формированию интегративных качеств детей: общительности со взрослыми и сверстниками, соблюдению общепринятых норм и правил поведения, эмоциональности и отзывчивости, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, владение универсальными предпосылками учебной деятельности. Проводимая работа с детьми по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

Глубокое изучение современных источников литературы, специальных журналов позволило составить картотеку материалов о коллекционировании с детьми дошкольного возраста.

Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в средней группе. Заинтересовавшись моими коллекциями, дети сами и по нашей просьбе стали приносить в группу фишки и игрушки, которые они собирают, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть своим товарищам. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой. Постепенно дети стали показывать «свои драгоценности», рассказывать о предметах своего собирательства. Мне стало понятно, что назрела необходимость общего дела, способного объединить наш детский коллектив.

Коллекционирование - увлекательная деятельность.

Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник в первую очередь, развивает наблюдательность (зачем? как? почему?). Дети дошкольного возраста – настоящие исследователи, простейшие опыты, эксперименты всегда вызывают любопытство и активность. Педагог должен создать тот мир исследования предметов, тот увлекательный мир познания, который бы помогал проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком.
Этому и способствует коллекционирование предметов.

Коллекции - это классификационная работа. Классификация очень важная развивающая задача и решать ее через создание и собирание коллекций - не только увлекательно, но и познавательно! Пригодятся для этого разные вкладыши от конфет, коробки от конфет имеют разные фигурные вкладыши. Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Наш опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

Организация мини-выставок коллекций в группе детского сада

Идея создания мини-выставок различных коллекций в группе возникла по нескольким причинам. Такая форма работы позволяет воспитателям успешно решать целый ряд воспитательно - образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей.

Другая задача – познавательно - образовательная. Ведь первые попытки сравнения экспонатов обязательно содержат в себе зачатки классификации. Это важно для интеллектуального развития детей. Кроме того, тематические выставки несут в себе информационный материал о предмете выставки, его назначении, происхождении и создании. Это неисчерпаемый информационный материал, который можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим и предметным миром.

А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини-выставок в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для выставки.

Первая тематическая выставка была организована в сентябре в группе. Тематику подсказали сами дети, которые делились впечатлениями о летних каникулах, проведенных на море. Многие из них привезли сувениры из морских раковин, сами раковины разных форм. Попросив детей принести их в группу, мы совместно оформили экспозицию "Морские раковины", нашли книги, иллюстрации, классифицировали и собрали в отдельную коробку с ячейками разные морские и речные ракушки. На занятии по ознакомлению с окружающим миром дети рассказывали о принесенных экспонатах, познакомились с тем, как люди в прошлом использовали ракушки, как добывали их, чем они были ценны и как ракушки используются в современном мире. Наших детей поразила и функциональность применения этого природного материала, и его красота, и причудливость форм.

Это занятие так увлекло нас, что следующим моим шагом было продумывание тематик других выставок, разработка системы по их организации в других возрастных группах.

Приближался Новый год, смена осеннего периода на зимний, смена времен года: время! Вот и тематика для детей старшего возраста - часы, к тому же решаем образовательную задачу по формированию у детей временных представлений. Очень удачный дополнительный материал по изучению разновидностей часов. Каких только мы с детьми часов не увидели! Дети и родители с удовольствием приносили старинные часы, наручные, песочные, электронные и др., рассказывали о том, как эти часы попали в семью, разные истории из жизни часов. Кроме того, совместно с детьми и родителями был создан альбом для рассматривания с иллюстративным материалом и стихотворным текстом разных поэтов о часах и времени, подобраны книги, изготовлены макеты часов для практического изучения на занятиях. Важным в такой коллекции было то, что дети могли прикоснуться к предметам, потрогать и "почувствовать" время.

В канун Нового года в группе мы организовывали выставку снеговиков. Дети приносили фигурки снеговиков, фигурные свечи, ёлочные украшения, открытки, картинки, календарики, сувениры, предметы домашней утвари с изображением главного персонажа выставки - кружки, тарелки, прихватки, полотенца. Не было ни одной семьи, которая не внесла бы свой вклад в создании этой выставки. Для поддержания интереса мы с детьми читали и разучивали стихи, прослушивали аудиозапись "Школа снеговиков" Андрея Усачева, рисовали, лепили снеговиков из теста, снега, вспоминали мультфильмы и песни в которых есть персонаж снеговик.

Хотелось бы отметить, что временной отрезок пребывания экспозиции в группе не должен превышать двух недель, пока сохраняется активный интерес к выставке, который можно поддержать разными формами организации детской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте познавательными были тематические выставки коллекций, созданные с учетом поло-ролевых особенностей детей. Это выставка военной техники к празднику Защитника Отечества и выставка фарфоровых куколок к Международному женскому дню 8 Марта. Аналогично по данным мини-выставкам коллекций были проведены различные формы организации детской деятельности.

Мое увлечение коллекционированием пасхальных яиц нашло отражение в выставке в весенний период, целью которой было ознакомление детей с народными традициями, приобщение к культуре своего народа, к традициям изготовления и украшения пасхальных яиц, не затрагивая религиозный аспект.

Необычно проходила тематическая выставка "Диковинки с грядки" и "Украшаем стол". Кроме внесения в группу домашних заготовок экспонатов, совместно с детьми и их родителями проходило занятие, где им предоставлялась возможность сотворить вместе с ребенком, из выращенных ими овощей причудливой формы, какой-нибудь предмет или персонаж сказки. Например: из репки с двумя хвостиками - девочка с бантиками, патиссон превратить в черепаху Тортиллу, картошку - в бегемота, редиску - в Буратино с длинным носом, подсолнух - в львенка, а тыкву - в карету для Золушки. Параллельно другая часть родителей с детьми создавала украшения для праздничного стола. Здесь мамам представилась возможность проявить свое творчество в кулинарном искусстве. В итоге были созданы шедевры - белоснежный лебедь из яблока, лилия из лука с лягушкой, хрустальная туфелька из кабачка, золотая рыбка из морковки, крокодил из огурца, мышки-норушки из вареных яиц и многое другое. Сколько удовольствия и эмоций получает каждый из участников!

Особо хотелось рассказать о выставке, посвященной Дню победы в Великой отечественной войне. Очень трогательно и животрепещуще проходит эта тематическая выставка. Ведь почти в каждой семье есть родственник, который участвовал в этом трагическом событии в истории нашей Родины. В тематике этой выставки заложен огромный потенциал по патриотическому воспитанию детей, формированию гордости за свою Отчизну и народ, воспитание гражданина своей страны. Родители совместно с детьми приносили семейные альбомы с фотографиями военных лет, открытки, медали, предметы, связанные с войной, находили книги о войне, изготовляли макеты самолетов, подвесные "мобили", макеты сражений, открытки. Никто не остался равнодушным.

Напомню, что данный вид организации детской деятельности предполагает тесное сотрудничество с семьей, ее активное вовлечение и посильное участие в процессе создания мини-выставок, предполагает неисчерпаемый обмен информацией о собранных экспонатах, участие в их изготовлении. Так же на основе новых Федеральных образовательных требований к Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения произошли изменения в структуре воспитательно - образовательного процесса. В связи с этим обязательная часть Образовательной программы должна включать время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения. А для того, чтобы реализовать это взаимодействие, конечно от воспитателя потребуется много усилий и творческих вложений. Воспитателю придется снабжать родителей надлежащей информацией, проводить наглядную информационную агитацию о всевозможных вариантах участия родителей в мини-выставках, в дополнении к этому в устной форме обозначить цель организации выставок, необходимую работу родителей. После завершения действия экспозиции вниманию родителей предоставляются фото - отчет о разных формах организации детской деятельности в работе мини-выставки. Предлагаю завести фотоальбом для сбора фотографий выставок, который в свою очередь будет являться накопительным "банком" творческой деятельности воспитателя. Для обмена опытом и организации взаимосвязи с другими возрастными группами можно организовать дни посещения выставок - пригласить детей других возрастных групп и провести мини-экскурсию, рассказав об экспонатах, причем сами дети (старшие дошкольники)- создатели коллекций являются экскурсоводами.

Остается только вопрос хранения экспонатов выставки и дальнейшее использование в практической работе. Если в детском саде есть параллельные возрастные группы, то можно передать материалы выставки им для оформления в группе, т.о. выставка становится "передвижной" и у детей других групп появляется возможность познакомиться с экспонатами тематической мини-выставки. Дети и родители иногда забирают те экспонаты, которые, которые им дороги как сувениры или память о каком-либо событии, или же безвозмездно передают в коллекцию в группу для дальнейшего использования. В свою очередь мы собираем экспонаты в контейнеры, подписываем и убираем на хранение в педагогический шкаф. Экспонаты выставки, сделанные своими руками можно использовать при проведении ярмарок, где дети и их родители могут приобрести понравившийся предмет.

Мы, взрослые, должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем, по возможности познакомить детей с предметным миром, воспитывать у них интерес к миру предметов.

Выставка для ребенка - это, прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть задача взрослых.

Литература:

1. Интернет-источники

2. Прохорова С.Ю. "Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования". Ульяновск, 2011

3. Рыжова Н.А. "Как стать коллекционером" (журнал "Игра и дети" №4 - 2004)

4. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы /пособие для педагогов/ руководитель авторского коллектива Н.В. Федина. - М.Просвещение, 2012

Елена Заяц
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования

Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить еще одно направление, особенно интересное для нас : исследования, направленные на прослеживание взаимосвязей между познавательной активностью и познавательной деятельностью детей . Анализ психолого-педагогических исследований проблемы формирования у детей познавательного отношения к окружающему позволяет говорить о том, что это понятие включает в себя деятельностный компонент.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование .

Занимаясь проблемой познавательного развития старших дошкольников я изучила статью академика И. П. Павлова «Рефлекс цели» , в своей статье он отметил : «Вся жизнь, все её улучшения, вся её культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели. Ведь коллекционировать можно всё , пустяки, как и всё важное и великое в жизни». Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в образовательной области «Познание » , проведя наблюдения за детьми и диагностику с помощью подобранных мною методик, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в :

1. систематизации и обобщении предметов и явлений;

2. анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

3. многие дети не имеют стремление, потребность личности заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;

4. видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей . Оно расширяет кругозор детей , развивает их познавательную активность . В , далее получаемая информация систематизируется и формируется коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Именно это помогло мне определить тему моей работы : «Развитие познавательных способностей через коллекционирование ».

В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами :

1. Принцип доступности. Учитываю особенности психического и физического развития детей старшего дошкольного возраста .

2. Принцип систематичности и последовательности. Разработала перспективный план непосредственной деятельности с детьми, перспективный план тематических выставок.

3. Принцип научности. Руководствуюсь в своей работе только проверенными методиками и разработками, преподношу детям научно обоснованные данные.

4. Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Использую в своей работе методы и приемы, направленные на всестороннее развитие личности ребенка.

5. Принцип творческой активности. Использую приемы активизации творческой, познавательной , исследовательской активности в непосредственной деятельности с детьми.

6. Принцип наглядности. В своей работе с детьми применяю информационно коммуникативные и аудиовизуальные средства обучения, подбираю материал эстетично оформленный .

7. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми . В непосредственной деятельности с детьми использую разнообразные формы работы .

Цель моей работы : развитие познавательных способностей и познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование .

Для достижения поставленной цели выделила ряд задач :

1. Изучить научно-методическую литературу, разработать содержание детских коллекций ;

2. Разработать перспективные планы по работе с детьми, перспективные планы тематических выставок;

3. Подобрать методики по определению уровня ;

4. Разработать диагностическую карту по определению уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование ;

5. Активизировать познавательный интерес детей в процессе коллекционирования ;

6. Заинтересовать детей и родителей собиранием коллекций ;

7. Закреплять полученные навыки в других видах деятельности.

Актуальность, выбранной мной темы в том, что коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников . В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

Новизна : Коллекционирование расширяет кругозор детей , развивает их познавательную активность . В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний , далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.

Ожидаемый результат : системная работа по данному направлению позволит :

Развить память, внимание, умение наблюдать, классифицировать, обобщать;

Развить творческие способности детей ;

Развить избирательную направленность детей , их внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;

Развить стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

Развить активное эмоционально-познавательное отношение детей к миру ;

Раскрыть интересы и увлечения детей ;

Развить коммуникативные навыки, умение логически обосновывать свои мысли;

Развить интегративные качества личности .

Условия :

1. Создала предметно-развивающую среду, (собраны коллекции по темам : «Камни» , «Солдатики, военная техника» , «Киндер-игрушки» , «Открытки» , «Календарики» , «Домашние животные» , «Дикие животные» , «Природный материал» , «Бросовый материал» , положено начало коллекций «Брелоки» , «Куклы» , «Пуговицы» , «Картинки с животными» , «Картинки с птицами» , «Картинки с насекомыми» . Используются экспонаты коллекций в дидактических , сюжетно-ролевых играх, коллекции находятся в свободном доступе для детей ;

2. Разработала содержание детских коллекций (личных и совместных) ;

3. Оформила в группе уголок хранения коллекций ;

4. Разработала перспективный план тематических выставок;

Направления в работе :

1. Работа с детьми.

Работа с детьми ведется с младшего дошкольного возраста , этот период является подготовительным этапом в работе, идет выявление и накопление знаний, умений и навыков детей по теме , подбор материала. Целесообразно привлекать детей к коллекционированию со старшего дошкольного возраста (5-6 лет, так как старший возраст является наиболее сенситивным (продуктивным) периодом в развитии детей . Для системной и планомерной работы с детьми старшего возраста разработала перспективный план совместной деятельности с использованием коллекций , разработала диагностическую карту по определению уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование , определила критерии оценки по определению уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование . Непосредственно совместная деятельность проходит 1-2 раза в месяц в форме НОД , художественно-творческой деятельности, индивидуальной работы, самостоятельный деятельности детей . В целях профилактики мышечного и эмоционального напряжения во время деятельности использую здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики. Используемые средства : книги, коллекции , иллюстрации, дидактические игры, презентации.

2. Работа с родителями.

В целях определения отношения родителей к коллекционированию и уровня их осведомленности о коллекционировании разработала анкету , результаты анкетирования выявили, что больше половины родителей (62%) хотят, чтобы у их детей появилось полезное увлечение, многие из них в детстве сами занимались собиранием различных коллекций , 26% родителей хотели бы узнать больше информации о собирании и оформлении коллекций , 16% родителей считают коллекционирование бесполезным увлечение, они считают что дети не могут осознанно заниматься коллекционированием . Для удовлетворения запроса родителей, учитывая их интересы разработала и подобрала консультации : «Коллекции вокруг нас » , «Как хранить детские коллекции , «Детские занятия-что люди коллекционируют » , и другие. Специально для родителей оформляются выставки коллекций , фотоотчеты. Средствами работы являются : книги, коллекции , иллюстрации, материалы консультаций, выставки, фотоотчеты.

3. Работа с педагогами.

Работа с педагогами ведется в информационно -просветительном направлении – консультации : «Виды коллекционирования в детском саду » , «Что такое коллекционирование ; мастер-класс «Что можно коллекционировать с детьми , доклад на педсовете «Приемы активизации познавательного интереса детей подготовительной группы в непосредственно образовательной деятельности». Средствами работы с педагогами являются : книги, коллекции , иллюстрации, материалы консультаций, мастер - класс выставки.

Коллекционирование – одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников , позволяет углублять познавательные интересы детей . Занятие коллекционированием не требует больших материальных или физических затрат, ведь коллекционировать можно все что угодно, между тем дети, занимающие осознанным собирание чего-либо более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели.

Работая по данной теме, заметила, что при этом создается та атмосфера, которая оказывает влияние на формирование личности ребенка . Ребенок начинает осознавать свои возможности, чувствует, что может проявить себя, привыкает к мысли, что любое проявления творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.

Поэтому я и определила перспективу на будущее :

1. Продолжать использовать элементарное коллекционирование в личностно – ориентированном взаимодействии с детьми для развития познавательных способностей .

2. Добиваться творческой активности не только у детей , но и у родителей, через совместные мероприятия.

Проанализировав свой опыт работы, я пришла к следующему выводу о том, что развитие способностей через коллекционирование , действительно является доступным, интересным , результативным направлением развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста .

Статьи по теме: